Омск – город с непростой судьбой, при этом на долю горожан постоянно перепадали очень ответственные государственные задачи в трудные для всей страны периоды. То он вдруг стал столицей белогвардейской России, то зоной творчества выдающихся авиаторов и ракетчиков, то местом для строительства крупнейшего нефтезавода, то родиной «летающего танка»… Но за последние двадцать лет ситуация в городе меняется, да настолько, что проблема «Как нам не покинуть Омск» становится одной из самых обсуждаемых. Общий вывод, который можно было сделать из дискуссии – надо улучшать условия жизни в городе. Причём улучшать и экономически, и социально, и экологически.
А что же происходит на самом деле?
А на самом деле наш город хотят окончательно угробить, причём под благовидным предлогом спасения. Речь идёт об очередном инвестиционном проекте — строительстве плотины на Иртыше. Казалось бы, ну и пусть привлекают инвестиции и «осваивают» средства, появится дополнительная работа у людей. Нам же не привыкать к «стройкам века», таким как «Омское метро» или «Аэропорт Фёдоровка»? Но в случае с Красногорским гидроузлом не всё так безобидно.
История имеет длинные корни, но «новый поворот» приобрела десять лет назад, когда в 2001-2003 году в бассейне Иртыша выполнялся международный проект «Трансграничное управление бассейном реки Иртыш», в котором участвовали французские, казахстанские и российские специалисты. Российское бюро проекта возглавлял ваш покорный слуга, поэтому доподлинно знаю кто, что и как делал, а самое главное, каковы результаты. Не буду подробно излагать суть проекта, но скажу, что главным его направлением было создание межгосударственного Бассейнового совета, который и должен был управлять ресурсами трансграничной реки. В итоге, бассейновые советы были созданы в 2005 году в Казахстане и в 2009 году в России, а мне довелось побыть заместителем председателя Бассейнового совета Иртышского бассейнового округа в 2009-2010 годах.
Но совершенно иное развитие событий произошло в Омской области. Вопреки международным рекомендациям и здравому смыслу, на территории нашего региона было решено построить плотину. Первый вариант – 17 метровая плотина с водохранилищем выше города Омска (ближе к Ачаиру) стоимостью 40 миллиардов рублей, была заявлена как очередное грандиозное обещание в предвыборной кампании одной известной партии в 2007 году. Но идея была настолько абсурдна, что от неё отказались даже инициаторы, заменив её другой – строительством гидротехнического сооружения ниже Омска. Проект, как повелось, не сильно показывали людям, а из разговоров получалось, что никакая это и не плотина, а всего лишь переливная конструкция со шлюзами. Правда и в этом случае практически все эксперты по направлениям высказывались против, да и федеральные ведомства сразу не поддерживали идею. Но проект всё-таки приняли к реализации. Стоимость его составляет более 10 миллиардов рублей, четверть из которых за счёт бюджета области. А строит гидроузел предприятие Мостовик.
Я уже неоднократно и по телевидению, и по радио, и в прессе, и в интернет высказывался об этом проекте исключительно как об инвестиционном, то есть таком, который привлекает ресурсы в строительную отрасль, но абсолютно бессмысленном с точки зрения заявленных задач. Покажу это ещё один раз.
Миф 1. Воды в Иртыше мало и нам её может не хватить.
Типичное манипулирование общественным мнением с подменой понятий «уровень» — высота поверхности воды, и «водность» — количество воды. Да, уровень в Иртыше упал из-за добычи песка из русла (незаконной, кстати, добычи). Но какое это отношение имеет к объёму воды? Да никакого.
Приведу официальные цифры (немного округлённые). Всего сток Иртыша в Омской области составляет 30 млн. кубических метров в год (запомните эту цифру). Вся Омская область забирает меньше 300 тыс. кубических метров в год, т.е. около 1% всего стока. Очевидно, что естественного объёма воды более чем достаточно и нет ни одного природного фактора, говорящего о том, что баланс реки сильно изменится в ближайшее время.
Миф 2. Китай хочет забрать половину воды для своих нужд и нам будет её не хватать.
Опять манипулирование, основанное на подтасовке цифр. Следите, как говорится, за руками. Иртыш в Китае даёт сток 7,8 млн. кубических метров в год. Предположим Китай будет забирать половину – 3,9 млн. кубических метров в год. Помните, я выше написал, что на территорию России поступает 30 млн. кубических метров в год? Вот и получается, что Китай «заберёт» у нас только 13% стока, т.е. относительное потребление воды с 1% повысится до 1,13% от стока Иртыша. Вам страшно? Мне нет.
Миф 3. Нужно развивать судоходство, но для этого надо поднять уровень в реке (хотя бы на 2 метра).
И это утверждение ошибочно. Руководители речного пароходства оценили последствия и поняли, что плотина окончательно загубит водный транспорт на Иртыше. Главная причина — необходимость платить за проход шлюзов. С учётом того, что все причалы в городе Омске оказываются с одной стороны, а основные потребители транспортников в северных районах Сибири — с другой стороны шлюзов, то вместо решения проблемы перевозок мы получим снижение конкурентоспособности Иртышского пароходства на рынке перевозок и фактическое прекращение его функционирования.
Миф 4. Уровень воды в реке падает, водозабор для города Омска «оголяется», поэтому надо поднять уровень.
Действительно, уровень в реке снижается и я об этом уже написал. Но надо ли тратить миллиарды рублей на то, чтобы водозаборы лучше работали? Вряд ли. Значительно дешевле переоборудовать забор воды, углубив его на 2 метра, а ещё лучше — прекратить забор песка и уровень Иртыша сам поднимется.
Кстати, Институтом гигиены из Новосибирска ещё в 2009 году в заключении на проект строительства гидроузла было сказано, что качество воды в районе водозабора ухудшится, и эксперт уверен, что вода потеряет возможность быть пригодной для питьевого водоснабжения по санитарно-гигиеническим показателям. Попросту говоря, в Омске из Иртыша воду нельзя будет использовать для питья. А другого источника у нас нет.
Миф 5. Будут созданы места отдыха на реке для омичей, которые будут любоваться водными просторами.
Полный абсурд. И сейчас в Иртыше опасно купаться, а при строительстве плотины ниже Омска, и снижения скорости течения в два раза, повысится не только уровень загрязнения акватории, но и начнётся «цветение» воды в летние месяцы. Такие случаи уже были в Омске, когда небольшой подпор Оми в створе Омска приводил летом к «загниванию» реки. Вряд ли горожанам это понравится в будущем.
Есть и ещё дополнительные «бонусы» для города из-за низкого качества проекта: а) произойдёт размывание неукреплённого правого берега в районе плотины и смещение русла в сторону отстойников нефтезавода, свалки отходов, очистных сооружений сточных вод города, полигона утилизации золошлаковых отходов ТЭЦ, б) появятся заторы в процессе ледохода, в) произойдёт разрушение русла реки после плотины…
Что получаем в «сухом остатке». Да, государственные инвестиции привлекут, рабочие места создадут, но при этом: судоходство угробят, водозабор загадят, территорию Омска подтопят, внешний вид Иртыша «усугубят».
PS
Я мог бы приводить много цифр в обоснование своей позиции, но ограничусь лишь реакцией одного из международных экспертов по воде, который принимал участие в нашем проекте по Иртышу, начальника лаборатории Чешского гидрологического института, профессора Карлова Университета Збынека Хркала, с которым я встретился буквально пару недель назад в Праге. Когда я сказал, что у нас строят плотину, Збынек очень сильно удивился и эмоционально воскликнул: «Где? В Омске?!!! Зачем?» Я объяснил причину, на что Збынек очень грустно сказал: «Кошмар!!!». Будучи политкорректным, он не стал сильно комментировать такое решение администрации, но характерное покачивание головой показывало его остро негативное отношение к такой инновации.
Версия о смысле этого мегапроекта: … просто воруют