Газовая атака

Воздух в нашем городе далёк от идеального. И этот факт многократно зафиксирован не только специальными лабораториями, но и визуально. Достаточно немного выехать за пределы Омска, и вы увидите над ним «шапку», которая вряд ли может служить украшением. Почему так происходит? Есть много факторов, которые влияют на воздух в городах, а в Омске они как будто специально все сошлись. Это и предприятия, расположенный повсюду, а особенно на окраинах, это и ТЭЦ, выбрасывающие тонны золы от сжигания экибастузского угля, это и планировочная особенность города, которая в отсутствии ветров создаёт центростремительное движение воздуха, в результате чего вся «гадость» скапливается в жилых районах.

Но самая главная беда для горожан — это автотранспорт. Да-да, не нефтезавод или завод синтетического каучука, и даже не ТЭЦ-5, а именно те тысячи автобусов и автомобилей, которые переводят топливо из баков в выбросы в атмосферу. Проблема эта известна давно и получила своё обоснование ещё в конце 90-х годов, когда были проведены специальные исследования по влиянию автотранспорта на загрязнение атмосферы. Работу ту, как и многое другое полезное для нашей экологии, заказывал Госкомэкологии Омской области, пытаясь оценить состояние окружающей среды и здоровья населения Омска. Исследования показали, что основное загрязнение в жилых районах создаётся именно выбросами от автотранспорта. Этот факт зафиксирован и в новом Генеральном плане города Омска, который утвердили решением Омского городского Совета № 43 от 25 июля 2007 года.

Самой яркой иллюстрацией всей катастрофы служит Карта загрязнения атмосферного воздуха (Генеральный план Омска. Раздел 5. Карты (схемы) территориального планирования. № 09-03 — оригинал).

airpollution

Видно, что вдоль магистралей весь город практически покрыт красным, то есть воздух у нас сильно и очень сильно загрязнён. Возникает, конечно, вопрос, как в таких условиях предусматривают увеличение строительства в центре Омска, но это несколько другая тема. Нас же интересует вполне закономерная проблема: а что делать надо, чтобы качество воздуха улучшилось, а мы перестали болеть из-за того, что просто ходим по улицам?

Вариантов как обычно несколько.

Первый вариант — радикально-утопичный. Убрать весь транспорт, использующий двигатели внутреннего сгорания из города. Теоретически можно, практически нельзя. Не будем на этом варианте останавливаться.

Второй вариант — инвестиционно-затратный. Перепланировать и развивать город так, чтобы разделить движение и направить транспорт по отдельным небольшим улицам, при этом организовать хорошую защиту людей от транспортных магистралей, создав специальные защитные зелёные полосы. Несмотря на свою кажущуюся утопичность, такой подход возможен, и именно по этому пути идут развитые страны. В этом случае решается ещё и задача развития территории: города расширяются и организуются по принципам «город-сад» или «город широких просторов», природа сохраняется, качество жизни улучшается. Но в нашей стране реализация такой долговременной градостроительной стратегии вряд ли возможна из-за отсутствия стратегического мышления у лиц принимающих решения.

И что остаётся? Только искать способ снижения выбросов от каждого конкретного автомобиля. Следует сказать, что за последние 20 лет в этой сфере во всём мире наблюдается существенный прогресс. И нет у нас уже в выбросах свинца, на новых автомобилях устанавливаются разные системы очистки, требования к качеству топлива постоянно повышаются. Однако этого не хватает.

Но существует достаточно радикальный способ снижения вредных выбросов автотранспорта, который в Омске так и не нашёл применения, в отличии от наших соседей: Томска, Новосибирска, Тюмени. Речь идёт об использовании в качестве топлива природного газа. Читатели могут возразить: есть у нас в городе газозаправочные станции, да и многие автомобили переоборудованы для использования газа. Но дело в том, что в Омске используется газ, являющийся продуктом переработки нефти, скорее всего на нашем нефтеперерабатывающем комбинате. Но этот газ, имея  экономические преимущества, не даёт столь резкого снижения вредности выбросов от автотранспорта, да и проблемы с безопасностью могут возникать. А вот сжатый природный газ (правильное название — компримированный природный газ) помимо явной экономической эффективности, ещё и самое экологичное топливо, так как при его использовании практически не образуются вредные выбросы.

К слову сказать, в различных странах использование природного газа в виде топлива стимулируется государством и количество автотранспорта на таком топливе увеличивается постоянно. В России такие тенденции тоже есть и уже 90 тысяч автомобилей используют природный газ. Причём существуют государственные программы, стимулирующие спрос на этот вид топлива в России, проще говоря — государство частично финансирует приобретение автобусов, работающих на газе, для муниципалитетов. Регионы хорошо пользуются этим и уже десятки и сотни автобусов приобретены нашими сибирскими соседями.

А что же в Омске? Да ничего. Уже третий год пытается правительство области и муниципалитет подготовить предложения для финансирования, да не получается. Об этом и шёл разговор на совещании 22 февраля в Министерстве строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, на которое пригласили и меня, как эколога. Хотели узнать мнение до того, как заявят о строительстве заправочных станций. И это правильно.

В чём же проблема? Судя по обсуждению на совещании, процесс попросту «зациклился». Чтобы приобретать автобусы, нужно, чтобы были газозаправочные станции (АГНКС), а их в Омске нет. А чтобы строить АГНКС, необходимо, чтобы был спрос на топливо, то есть автобусы, которых, как вы понимаете, нет. Вот и «приплыли».

Не буду вдаваться в детали обсуждения, которое вскрыло существенные особенности Омска по структуре собственности на землю, но вывод очевиден. Необходимо политическое решение о строительстве нескольких АГНКС, что выгодно многим. Губернатору, которого оценивают по участию региона в государственных программах. Правительству, которое получает дополнительное финансовое обеспечение. Омску, который получит новые автобусы. А самое главное, горожанам, у которых появится шанс на улучшение состояния воздуха в городе.

Оригинал на БК55