Любинский батл

В пятницу 3 июля 2015 года состоялось заседание экспертной группы по проекту благоустройства Любинского проспекта (это сокращённое название, отражающее задачи коллектива). Повестка была очень короткой. Предстояло рассмотреть дендроплан благоустройства ул. Ленина на участке от улицы Партизанская до площади Победы (так было записано в предоставленных материалах).


Подробный дендроплан был нам показан, но точные места и наименования деревьев обозначены пока только концептуально

Членов группы было мало, явно меньше кворума, видимо архитекторам, дизайнерам и другим специалистам не интересно, что случится с деревьями, но так как это орган скорее совещательный, то было решено рассмотреть предложения ИдеалСтроя и Братьев Green (список предлагаемых к посадки деревьев).

Накануне от члена комиссии по сносу деревьев стало известно, что на заседании 2 июля были рассмотрены материалы, поступившие на согласование сноса 620 деревьев на Любинском, включая прилегающие скверы, что, конечно, «немного напрягло» всех тех, кто внимательно следит за процессом. Однако в своём вступлении на заседании в пятницу директор ИдеалСтроя заявил, что планируется снести «только» 156 деревьев, а высадить 488. Естественно, я сразу задал вопрос — а зачем тогда было давать разрешение на снос 620, если собираетесь снести 156, на что получил странный встречный вопрос — а вы видели решение комиссии? Конечно я не видел решение комиссии, как и все остальные участники экспертной группы, так как нам его никто не показал, да и вряд ли покажут, но я знаю, что было на обсуждении и результаты голосования накануне.

Хочу, чтобы правильно поняли мою позицию. Я считаю, что лучше поднять кипеж до того, когда решение окончательно принято. Именно поэтому я не стал ждать опубликования решения, а транслировал описание самого заседания в паблик по всем возможным каналам.

Кстати, я лично участвовал в работе комиссии по сносу как наблюдатель 25 июня, когда они обходили сквер у Драмтеатра и улицу Ленина. Во время обхода никто не составлял нормального реестра «плохих» деревьев, не записывали их оценки, а только указывали пальцами — это плохое, это обломится, это изжило себя… Правда главный агроном возмутилась, что собираются вырубить аллею лиственниц под парковку и обещала записать это мнение в решение комиссии.

Тем не менее, в решение комиссии попали под снос все 30+33 дерева вдоль дороги (как раз те лиственницы и ивы по поводу которых была возмущена агроном). А в отношении остальных скверов 3 июля было сказано, что общее количество срубаемых деревьев ограничится цифрой 156, да и то, решение о сносе каждого конкретного дерева будет приниматься под наблюдением специальной рабочей группы.  К концу заседания было определено, что в группу войдут три-четыре члена комиссии по сносу деревьев и три-четыре независимых эксперта, в том числе от нас. Каждый раз, когда будет готовиться решение о вырубке, группу будут приглашать на осмотр на месте и объяснять, почему то или иное дерево сносится. Так было заявлено, осталось ждать официального решения и приглашения на первый осмотр.

Итак, что в итоге этих двух бурных дней? В данной ситуации, решение комиссии по сносу давало право, но не обязывало. Мы среагировали оперативно и теперь дано обещание не рубить 620 деревьев и названа цифра 156. Но это тоже много, будем воевать в сторону снижения. Напоминаю, что в этих е скверах обещают высадить 488 деревьев, то есть чуть больше, чем полагается компенсировать при сносе 156.

На заседании экспертной группы были подняты и другие проблемы. Перечислю их конспективно по памяти:

  1. Непонятно как пробралась в проект парковка на месте аллеи лиственниц в верхней части улицы от музея Врубеля до часовни. Технически эту парковку можно либо совсем не делать (оставить остановку вдоль улицы) или сделать за счёт планируемого сужения улицы на 2 метра без сноса лиственниц. Какое будет решение неизвестно, но нужно бороться против сноса здоровых ценных деревьев, тем более, что участники экспертной группы заявляют, что есть решение о невозможности организации парковок на улице Ленина.
  2. Есть сильные сомнения в целесообразности высаживания привозимых из других регионов саженцев (тем более, крупномеров), а также использования посадочного материала из районов Омской области. Деревья должны быть адаптированы к условиям города Омска, а это проблема, так как своего посадочного материала у нас нет. В противном случае велика вероятность того, что деревья попросту не приживутся и погибнуть. Гарантия даётся только на один год, чего явно недостаточно в условиях Омска.
  3. Опять возник вопрос о том, что для организации пандуса сносится аллея лиственниц на горке. Так как ни я, никто другой из защитников деревьев не участвовал в работе комиссии и группы, мы не могли отстоять эту потерю, хотя уверен, что маломобильные граждане не очень радуются тому, что для обеспечения доступности жертвуют целой аллеей лиственниц. Вполне можно было сделать пандус за счёт широкого лестничного спуска, обеспечив необходимы уклон, такой же, как у проектного пандуса.
  4. Благоустроители заявили, что шаровидные ивы на Любинском не удастся оставить, так как будут траншеи и корни повредятся. Но наш эксперт Михаил Григорьев убеждён, что их можно сохранить, решая по каждой иве отдельно, выживет она после прокладки коммуникаций или нет. То, что взяты черенки, которые потом будут подсажены — это хорошо, но недостаточно, так как мы теряем не только оригинальные деревья, но и культурно-исторические объекты — ивы, высаженные при реконструкции улицы Ленина в 60-е годы, и ставшие уже частью исторического центра.
  5. Ещё раз ИдеалСтрою было сказано, что не нужно спрямлять аллею в Северном театральном сквере (тот, который около скульптуры Достоевского), да ещё и срубать при этом хорошие деревья и кустарник. Не знаю, поняли они или нет, но и причины, зачем надо менять симпатичную дугу на примитивную прямую, не высказали.
  6. Не было дано и толкового объяснения, почему не восстанавливаются деревья перед остановкой общественного транспорта возле сквера Дзержинского. Попытка объяснить это какими-то правилами «видимости и обзора» выглядят неубедительно, так как сейчас там растут лиственницы и ничему не мешают.

PS
Конечно, снижение заявляемых к вырубки деревьев со 620 до 156 и обещание обеспечить общественный контроль за сносом, пока только обещание, но мы по прежнему надеемся, что обещания будут выполнены и мониторим ситуацию.

Оригинал на БК55