Омск африканский

Посещение Омска одним из самых известных экспертов по общественному транспорту в городах Вуканом Вучиком настигло Омск в конце марта. Это мрачное время года, когда из под таящего снега проявляются все останки прошедшей зимы. Возможно поэтому общественный транспорт Омска произвёл на американского профессора сильное впечатление, причём достаточно удручающее.


Фото Виктории Морозовой

Об этом и не только эксперт рассказал на публичной лекции в Экспоцентре. Людей пришло много, в основном это были молодые люди, хотя и известные поработавшие лица были заметны. Подумайте только, более 300 человек субботним днём пошли не в кино или пиво пить с друзьями, а слушать лекцию по развитию транспорта в родном городе…

Визит и поднятые темы широко представляются в сми, поэтому здесь отмечу только некоторые впечатления и выводы, которые сделал для себя как по поводу перспектив общественного транспорта в Омске, так и по поводу квасного патриотизма омичей.


Представлял Вукана Вучика первый заместитель губернатора Вячеслав Синюгин

Сам факт приезда эксперта мирового уровня — это, конечно, большой плюс в копилку Омска, как социального организма, за что спасибо прародителю идеи Павлу Акимову. Однако так думают далеко не все. Комментаторы и местные активисты часто высказываются против приезда иностранцев и задают вопросы типа: А что, у нас своих экспертов не нашлось? Удивительные люди. Если вы считаете, что у нас все такие талантливые и знающие, остаётся разобраться, отчего же у нас так всё плохо. А может быть «критики иностранной экспертизы» считают, что происходящее в Омске на транспорте — это предел мечтаний всего мира? Или есть ещё вариант — наше болото, потому всяким варягам не надо его ругать? Плохая философия. Если уж сами мы не можем сделать хорошо, самое время спросить внешнего и независимого эксперта — а что делать-то? И пусть скажет, а может быть и вдохновит наших чиновников. И ничего страшного, что наши местные специалисты уже десятилетиями говорят то же самое, главное, чтобы прогресс начался. Недаром говорят, что «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии».

Лекция была хорошая и правильная, людей был полный зал, что не только для Омска, но и, по словам Максима Каца, для Москвы тоже не плохо. Люди слушали внимательно и иногда приветствовали наиболее удачные перлы. А они были… Первенство лично я отдаю следующему: «Строительство развязок — это самый дорогой способ перенести пробку из одного места в другое». И критика была не лицеприятная: маршрутки — это самый ужасный транспорт, который может быть только в слаборазвитых странах. А может мы и есть такая страна? Но тогда зачем «пальцы гнуть» и сравнивать себя с Европой и Америкой. В конце была представлена вполне складная и комплексная программа создания современной системы Легкорельсового транспорта (ЛРТ) в городе, которая способна сдвинуть нас с мёртвой точки.

Но вывод у меня неоднозначный. Действительно, то, что озвучил Вукан Вучик, вполне можно реализовать, но по всему получается, что из-за нынешней администрации, легче уехать в один из тех городов, который уже сделан для людей, чем ждать здесь, пока ситуация начнёт меняться.

Считаю, что для реальных изменений нужно не просто городскую политику менять, а всю систему ценностей, а это возможно только заменой всех главных исполнителей в администрации, начиная с грамотного начальника департамента транспорта, тогда шанс будет. И это не потому, что они мало знают, нет они знают много, а ещё больше умеют, только вот невозможно делать транспорт вопреки собственным внутренним установкам, а пока они все — автомобилисты с желанием строить магистрали по всему городу во благо машин, а не людей.

И ещё одна проблема, которая не отражена в исследовании — территориальная структура города, зафиксированная в Генеральном плане. Именно он создаёт главную проблему — переуплотнение центра жилыми многоквартирными домами, ликвидацию зон комфортного пребывания и формирование рекреационных зон за пределами жилой застройки. Это какой-то вывернутый городской организм, который не спасёт даже самая современная коммуникационная система.

PS
Неожиданная польза от лекции Вукана Вучика: её можно использовать как путеводитель для выбора города удобного для жизни из тех, что уже есть в мире (к сожалению в этом списке Омска нет).

Оригинал на БК55