Омская крепостная драма

В субботу 8 февраля в амфитеатровом зале Пушкинки был аншлаг — давали проекты Омской крепости.

Режиссёром многомесячной эпопеи была инициативная группа «Городское пространство «Омская крепость«, а сценографией и ведением субботнего представления занималась PublicSpeech.

Главные герои на сцене — четыре архитектора, которые показали и рассказали о работе своих творческих коллективов. Более ста человек внимали потоку смыслов, семантических конструкций и визуальных образов, которые стремительно неслись, а иногда плавно текли со сцены в зал. Раздавались аплодисменты, иногда переходящие в продолжительные, люди сердились, смеялись, обсуждали удачные находки. После окончания действа, занявшего более двух с половиной часов, люди расходились не сразу, а обменивались впечатлениями: о крепости и истории, о валах и деревьях, о людях и зданиях…

Не буду подробно транслировать произошедшее, а сделаю некую онтологическую оценку.

Представленные проекты очень разные, но они позволяют выстроить систему границ-дихотомий между взглядами на городское пространство, анализ которых и позволит обосновать выбор будущего для Омской крепости.

Итак, первая граница смысловая.
Две работы (Каримов и Шалмин) утверждают, что эта территория несёт основной пафос истории, как было, как могло быть. Здесь должна концентрироваться деятельность исключительно культурно-историческая. Другие два проекта говорят о привлечении людей, за счёт создания мест современной активности, а уже потом — столкновение с историей.

Вторая граница проходит по уровню проработки.
С одной стороны Шалмин, который рассматривает планировку под стать проектам эпохи возрождения. Монументально. А вот остальные проекты более детализированы и доходят не только до профиля земляного вала, но и до конкретных домов и лавочек.

Третья граница урбанистическая.
В проекте Бегуна используются современные технологические фишки, всевозможные видео-экраны, высотные современные здания и башни, развитая транспортная инфраструктура, а остальные проекты стараются избежать столь радикальных изменений городской среды и вписывают свои проекты в существующий объём пространства.

Четвёртая граница — объём изменений в существующем пространстве, а как следствие цена реализации.
В этом направлении выделяется проект Сергеева. Основная зона практически не меняется, за исключением основательного озеленения. Есть, конечно, и достаточный объём земляных работ по оформлению берега и части земляного вала, но в любом случае это значительно меньше, чем возможные затраты на реализацию остальных проектов, в которых предусматривается либо снос уже имеющихся новых построек (Шалмин, Каримов), либо большое строительство новых офисно-жилых площадей (Бегун).

Вот такое разнообразие представлено на суд омичей, которые и должны сделать выбор. Именно горожане, а не эксперты и чиновники. Ведь омичам здесь дальше жить.

Проголосовать за проекты можно на сайте конкурса и в жж.

А подведение итогов и обсуждение состоится 11 февраля (вторник) в 14-00 в библиотеке им. А.С.Пушкина. Приглашаются все желающие.

Оригинал на БК55