По сетям интенсивно распространилась информация «…по плачевным итогам «карантинных» замеров воздуха в 12 городах из проекта «Чистый воздух»…». И есть среди этой дюжины наш Омск, который, как мы уже привыкли, оказался не такой как все: вместо ожидаемого снижения, загрязнение воздуха увеличилось.
Не буду разбирать описанную методику очень подробно, укажу только на некоторые очевидные косяки и ляпы, показывающие, что этот анализ не может быть научным исследованием. А в конце остановлюсь на выводах, которые могут последовать за такой «доказательной статистикой».
Аналитики от сми пишут «... Учитывая, что транспорта почти нет, а погода стояла относительно теплая, дрянь в воздухе обеспечивали предприятия. Это ощутимый пинок по губернаторам, уверявшим, что все зло от машин и печек» .
Спросите, что здесь не так и в чём опасность? Отвечаю.
Уже давно и регулярно указываю на то, что система мониторинга загрязнения воздуха в Омске сделана очень плохо, как говорят в сети, «от слова совсем». Главный изъян — это отсутствие постов наблюдения вблизи дорог. Не буду вас заставлять читать пост шестилетней давности «Ложь, большая ложь и статистика про экологию Омска — 1» целиком, но вставлю небольшой фрагмент, абсолютно не потерявший актуальность, так как за эти годы ничего по мониторингу вдоль магистралей не сделано.
Сеть мониторинга в Омске — это вообще отдельный разговор (возможно в следующих постах под общим заголовком «Ложь, большая ложь и статистика про экологию Омска» я об этом напишу), но по отношению к загрязнению воздуха вдоль дорог следует понимать, что станции мониторинга практически не измеряют ничего вдоль основных магистралей… нет измерений и нет загрязнений… Ничего не напоминает такая стратегия?
Единственный пост наблюдения «Вблизи автомагистралей» расположен в Октябрьском районе на Космическом проспекте 18-а. На мой взгляд, не самая напряжённая магистраль Омска.
Тем не менее, ещё в 90-е годы проводились натурные измерения сертифицированной лабораторией Гидромета в районе Ленинградского моста, и было установлено превышение ПДК загрязняющих веществ в атмосфере в 10-15 раз. Вы только вдумайтесь в эту цифру — это в несколько раз превышает уровень загрязнения в рабочей зоне, где работники ограничены в пребывании и используют специальные средства защиты. А ещё молоко раньше выдавали «за вредность». Много нам омичам молока дают за то, что мы по городским улицам ходим?
Вот такие «нюансы», которые, кстати, отражены и в Генеральном плане Омска (см. Карту-схему 09.03), но только почему-то не учтены при развитии города и сейчас продолжается принудительное заселение самых опасных зон — в центре города вдоль дорог.
Вдруг откуда ни возьмись случается форс-мажор — ситуация, которую никто не мог предвидеть, — особый режим, предусматривающий сильное снижение количества выбросов от автотранспорта. Такой случай нельзя было не использовать для получения уникальных данных, о чём уже было сказано Новому Омску с указанием рисков:
«Идея о проведении измерений качества воздуха во время особого режима — здравая. Я её уже и сам давно озвучивал. Но всё зависит от цели. Правильным будет, если провести подробные измерения по состоянию воздуха в городе и сохранить их на будущее как базу. Когда жизнь нормализуется, нужно будет провести аналогичные исследования и сравнить результаты, чтобы не допустить ошибок в общей оценке — что и как влияет на воздух в Омске. Другого такого случая может и не быть. И если шанс упустят, то тогда придётся опираться только на модели, которые, кстати, так и не созданы до сих пор. Если вся программа по улучшению воздуха будет основана на моделях, а не на эксперименте, то результат будет неудовлетворительный. Глупо не использовать такой случай».
Случай использовали, проведя сбор разнородных данных от различных систем наблюдения: Гидромет дал данные с постов мониторинга, Роспотребнадзор и Росприроднадзор провели дополнительные измерения, в том числе, вдоль дорог и у садоводческих товариществ (жаль не опубликованы ни места замеров, ни результаты). Ещё учтены данные космического мониторинга. Итоги исследований обобщили в виде сводного обзора, часть которого об Омске можно посмотреть.
Если коротко, то зафиксирован рост загрязнения атмосферного воздуха в течении марта-апреля по взвешенным веществам и азотно-кислородным соединениям. Есть увеличения за этот же период на стационарном посте 5, который рядом с промзоной в Нефтяниках. При этом выявлен низкий уровень загрязнения, регистрируемый мобильным мониторингом на дорогах и в жилых территориях (конкретные адреса-явки не указаны) .
Ещё в отчёте написано: «Однако для целей оценки изменений качественного состава выбросов в атмосферный воздух на территории г. Омска необходимо проводить исследования атмосферного воздуха с учетом сравнения с предыдущими периодами до введения режима повышенной готовности«.
Всё верно, данные получены, нужно наблюдать дальше. Но нет, вдруг делается неожиданный вывод:
«Проведенный анализ показывает рост уровня загрязнения атмосферного воздуха в г. Омске, который обусловлен выбросами промышленных предприятий, о чем свидетельствуют превышения гигиенических нормативов по специфическим загрязняющим веществам».
А почему не сделать вывод, что увеличение загрязнения произошло из-за изменения природно-климатических условий? Ведь снег растаял, сухо стало, температура воздуха сильно изменилась. Вот вам и пыль — взвешенные частицы, которые накапливались в снеге всю зиму. Понимаю, что где-нибудь в Москве пыль и зимой бывает, но в Омске…
Или вот ещё «вишенка на торте» из упомянутого отчёта по результатам космического мониторинга:
«…показывает снижение в г. Омске выбросов диоксида азота с ростом и превышением их концентраций в течение режима повышенной готовности.
Вчитайтесь ещё раз, так как с первого раза по достоинству этот перл в связке с главным выводом не оценить: выбросы снизились, а концентрация повысилась… следовательно предприятия выбрасывают больше. Это шедевр аналитического мышления, подстать лучшим образцам социальных утопий: война — это мир, правда — это ложь…
Вывод по исследованию и опасения о последствиях
Что же можно сказать по результатам указанного исследования влияния особого режима на экологию?
1. Система мониторинга окружающей среды в Омске ещё хуже, чем казалась. Очевидно, что во время особого режима выбросы от автотранспорта снизились в разы, но это стационарными постами не зарегистрировано, так как они размещаются подальше от дорог — на расстоянии километров. И как может прибор, установленный во дворе с деревьями вокруг, уловить выбросы автотранспорта через несколько километров? Это был риторический вопрос.
2. Климатические особенности сильно влияют на состояние атмосферного воздуха. Это и так ясно было, но исследования ещё раз показали, что динамика атмосферы порой сильнее влияет на качество воздуха, чем сами выбросы (ещё раз адресую к перлу по результату космического мониторинга).
3. Предприятия не выполняют предписания об НМУ и вводят новые производства несмотря ни на что, а может быть и вопреки, используя общую ситуацию переключения внимания и смены повестки дня с экологических проблем на эпидемиологические. Утверждение предварительное и основано не столько на упомянутом отчёте, сколько на наблюдении за инцидентами с превышением химических загрязнителей в этот период.
И ещё об опасности именно для Омска вброса через сми и каналы про «ощутимый пинок по губернаторам, уверявшим, что все зло от машин и печек» .
Опираясь и ссылаясь на проведённые некорректные исследования, лица принимающие решения могут сделать вывод, что транспорт не влияет на загрязнение воздуха, и не будут выполнять мероприятий по снижению его воздействия. При этом в отчётах всё будет выглядеть замечательно, только омичи так и продолжат нюхать отравляющие вещества в опасных концентрациях вдоль дорог.
Примечание: В оформлении поста использовано личное фото автора из замечательного Беднотауна. Спасибо за гостеприимство.