Омский воздух

В последний день осени 2018 года побывал на рабочей группе по экологии в Омском Горсовете. Понадобилось несколько дней, чтобы написать без лишних эмоций.

Рассматривалось два вопроса, но пока остановлюсь на первом: «Формирование проекта Комплексного плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города Омска». Уже само название ввело меня в тоску-печаль, так как понял я, что все мои многочисленные беседы с лицами, ответственными за экологию в Омске и области, «ушли в песок». Ну ладно я, хоть и носитель власти по Конституции, но совсем не начальник для наших чиновников. Но ведь есть же Президент. Его-то почему так странно понимают и извращают?

Написано же в Указе Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года: «…достижение следующих целей и целевых показателей: …. кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах…» и только потом «в том числе уменьшение не менее чем на 20 процентов совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах», а далее ещё добавлено «с учётом сводных расчётов допустимого в этих городах негативного воздействия на окружающую среду».

Казалось бы, понятная логика Указа — надо снизить уровень загрязнения, для этого снижаем уровень выбросов, но исходя из сводных расчётов, то есть в первую очередь снижаем те выбросы, которые и создают это самое загрязнение, наиболее опасное для горожан. Всё правильно. Только вот наши чиновники почему-то решили «бороться» только за одно — снизить во что бы то ни стало на 20 процентов выбросы и неважно, какой при этом будет уровень загрязнения. Они что, реально рассчитывают за счёт этого кардинально улучшить ситуацию? Ну тогда они мало понимают в экологии и в особенностях загрязнения воздуха в городе. Придётся в 100500 раз объяснять здесь, раз в разговоре не понимают (и да простит меня Анастасия, но пишу в сеть, так как говорить им всем я уже устал, да и смысла не вижу повторять устно, а так может ещё прочитают).

Итак, воздух — очень динамичная среда. Это даже наш министр экологии хорошо усвоил за полгода у руля, поняв невозможность выполнения обещаний поймать виновника выбросов меркаптана, сделанных весной 2017. Но и у воздуха есть некоторые законы и закономерности. Самая важная особенность — рассеивание в атмосфере вредных примесей. То есть, чем дальше от источника выбросов мы находимся, тем меньше всякой гадости вдыхаем. Правда, как у всяких правил, у омского воздуха есть исключение. Город так построен, что в вечерние и утренние часы, за счёт особенностей структуры приземных слоёв и при отсутствии сильного ветра, атмосфера над Омском превращается практически в «пылесос» и затягивает всё, что уходило из города в течение дня. Вполне возможно этим и объясняется регулярная ночная «вонь», несмотря на высокие трубы предприятий и ТЭЦ. Но есть в городе источник, выбросы которого практически никогда не успевают рассеиваться, а мы его уже вдыхаем. Что это? Правильно, автотранспорт, работающий на топливе, а в частном секторе к нему добавляется ещё и печное отопление (там где не проведён природный газ). Вот и получается, что объём выброса от автотранспорта практически равен объёму выброса, доставляемого к нашим органам дыхания без рассеивания. Чего не скажешь о высокой трубе, которая, конечно, тоже не подарок, но частенько её выброс сдувается ветром и рассеивается. К тому же, если сравнивать объёмы выбросов автотранспорта и стационарных источников, то это величины одного порядка по существующей отчётности, которая не учитывает, скорее всего, личный автотранспорт, да и пробег тоже. Так что, если реально посчитать выбросы автотранспорта, то они превысят выбросы остальных источников, возможно в несколько раз. И этим мы постоянно дышим. Вот он главный загрязнитель, именно с ним надо бороться, если выполнять Указ Президента и нацелиться на «кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха», а не имитировать заботу о людях.

Что же получится, если наши чиновники разработают и выполнят «Комплексный план..», как они его трактуют? А произойдёт чудо — выбросы снизят, а загрязнение повысится. Спросите — как такое возможно? Объясняю. Сейчас в Омске практически не выполняются требования по мониторингу загрязнения атмосферного воздуха в промышленном городе. Да, у нас есть осколки советской системы — посты гидромета, но их мало, размещены они в благоприятных зонах, работают в ручном режиме, по неполной программе (три раза в сутки, вместо четырёх), да и измеряют далеко не все вредные вещества, которые есть в омском воздухе. Следовательно они и «намеривают» не реальную ситуацию, а некую обобщённую модель, даже отдалённо не соответствующую действительности. И получается по этим данным, что воздух у нас хороший, а если и бывают эксцессы, то они не регулярные. Зря мы с вами омичи жалуемся на запах и вонь, приборы говорят, что нет ничего, значит и нет. Вот вам карта загрязнений в пример — как раз в тот момент, когда жалобы шли (как я понял из доклада министра):

Но теперь представим, что город Омск оснастят за счёт федеральной программы на много миллиардов рублей современными постами и приборами, да ещё работающими автоматически в реальном режиме времени. Как вы думаете, что они нам покажут? Даже не сомневайтесь — будет резкое ухудшение всех показателей загрязнения воздуха, если, конечно, приборы соответствующим образом не подкрутят или вообще не выключат. И как тогда будет держать ответ наш губернатор перед президентом? Здесь, по примеру полыньи, турбулентностью не отделаешься.

Именно для того, чтобы такого «неожиданного» эффекта не произошло, и надо выполнить Указ: провести сводные расчёты допустимых выбросов. Если нет таких расчётов, то всё остальное просто бессмысленно и даже вредно — деньги потратят, эффекта не получат, а мы с вами дальше будем «пыль глотать». Почему чиновники так упорно не хотят этого делать? Не понимаю. Может боятся, что покажут такие расчёты, что надо выбросы от автотранспорта снижать раз в пять, а тогда как же они без своих любимых «ласточек» будут по городу разъезжать? Ведь метро нет, а трамвай в таком загоне, что восстановить его через несколько лет уже невозможно будет, хотя лет пять назад и была реальная программа по рельсовому транспорту, но профукали полностью.

Резюмирую. Деньги наши чиновники, конечно, выбьют. Десятки миллиардов потратят, но нам от этого мало что полезного будет. Может это и есть коварный замысел?

PS
По второму вопросу, который на рабочей группе рассматривался, по отходам — напишу позже. Там вообще полный…