Делай, что должно

29 мая 2018 года (завтра) пройдёт второй этап конкурса на должность министра природных ресурсов и экологии Омской области, в котором я решил участвовать.

Я отдаю себе отчёт в том, что в сложившейся системе органов государственной власти, «выигрывает» не тот, кто лучше может решить экологические проблемы, а тот, кто удобнее, «ближе», понятнее и не станет спорить с мнением начальника. Вот именно потому, что в экологической ситуации Омской области спорить с мнением начальника, который мало понимает в охране окружающей среде, не просто можно, а срочно необходимо и обязательно надо, я и иду в министры. Понимаю, что шансов у меня доли процента, но если ситуация продолжит развиваться в том же направлении, что и сейчас, а министром вновь станет бюрократ-чиновник, только слышавший, что есть такая наука о доме (экология, если не знали), то нам всем омичам будет совсем уж бесперспективно. Многие, кстати, уже приняли такой вердикт и уезжают… Сотни тысяч людей за несколько лет… Вы только подумайте над этими цифрами, которые нам выдаёт бесстрастная государственная статистика. Это же финиш для нас с вами. Возможно чиновники это уже поняли и именно потому даже в стратегию Омской области, утверждённую губернатором в 2013 году, не включили цель — видение будущего, хоть это и требуется федеральным законом. Но мы то с вами любим наш город и нашу землю, потому сдаваться нельзя никогда. Делай, что должно…

А теперь о той стратегии, которую я предполагаю продвигать в должности министра. На самом деле, мы с коллегами уже разработали несколько вариантов стратегий, и они практически полностью сохранили свою актуальность, потому я не буду творить на данный момент общий документ, но коротко сформулирую направления деятельности, которые нужно реализовать в Омской области и городе Омске. Я сознательно отделяю город от остальной территории, так как экологические проблемы сильно отличаются и единого подхода не получится.

Итак, Омск, для которого под моим руководством разработаны стратегии устойчивого развития (2002-2003), минимизации отходов (2005) и экологической безопасности (2006).

Ещё в 2002-2003 годах среди главного природоохранного приоритета мы выделили управление отходами. Затем в 2005 разработали специальную стратегию «Ноль отходов». Частично стратегия выполнена, но с тех пор сфера отходов перестала находится в компетенции муниципальной власти, а перешла под крыло правительства Омской области, которое очень медленно разворачивается в нужном направлении, да и не развернулось до сих пор. Потому стратегия «Ноль отходов в Омске» — это первое, за что надо браться и делать, но не так, как старается нынешнее Минприроды. Как? Почитайте документ, хоть и древний, но актуальный, и вы поймёте, что мусороперерабатывающим заводом не отделаешься (я уж не говорю про мусоросжигающий), а только усугубишь проблему.

Вторым актуальным направлением для Омска будет защита атмосферного воздуха и по этому вопросу я уже многократно высказывался: надо провести исследование загрязнения воздуха и наладить адекватный контроль, сильно пролоббировав интересы города в Федерации, которая может (и должна) выделить существенные деньги на стационарный мониторинг, исходя из указов вновь избранного президента. Иначе никак. Бесполезно покупать отдельные мобильные приборы или экомобиль, который ничего толком нам не даст, кроме огромных затрат на эксплуатацию и обслуживание, да бесполезной картинки для горожан. Кроме мониторинга нужно срочно применять ряд мер по защите населения от грязного воздуха. Наиболее очевидные и реальные – озеленение где только можно и перевод автомобильного общественного транспорта на природный газ, с развитием электрического транспорта (здесь и переделанное метро пригодится).

Третье направление – это очистка поверхностных стоков, и это касается не только города, но и всех населённых пунктов нашей области. Мы сбрасываем в реки примерно 95% загрязнённой воды без очистки. 95 процентов!!! Таких ужасных грязнуль в нашей стране (а может и в мире) больше нет. Это как надо ненавидеть реки и озёра, чтобы так гадить? А решение довольно простое, хоть и затратное: ставить хотя бы простые очистные установки на организованные стоки, а в дальнейшем ввести нормальную очистку всех сбросов. Понятно, что это далёкая перспектива, но надо начинать, чтобы через 20 лет снова не удивляться, что Омская область не чистит сбрасываемую воду.

Четвёртое направление касается тоже воды, но воды питьевой. Это реальная проблема не для города, но для сельского населения, которое не обеспечивается водой нормального качества. Это не столько экологическая, сколько технологическая и гигиеническая проблема, но её надо решать, а министр экологии может выступить инициатором.

Пятое направление – это сохранение природных ресурсов. Здесь и прекращение вырубки лесов (и делать то ничего специального не надо – просто реализовать государственные полномочия с привлечением широкого круга активистов в районах области), и защита диких животных (надо вернуться к радикальному ограничению весенней охоты по некоторым видам животных и птиц), и развитие сети особо-охраняемых природных территорий. Ясные и понятные задачи, которые нужно решать интенсивнее, чтобы мы не оставались в хвосте по биоразнообразию и площадям охраняемых территорий.

Для начала деятельности вполне достаточно пяти направлений, а дальше будет запущен механизм стратегирования, который предполагает ежегодную актуализацию направлений с участием всех заинтересованных сторон, в том числе жителей региона. Кстати, такой процесс пытались внедрить в 2013-2014 годах в правительстве, но «что-то пошло не так». А ведь тогда наша инициативная группа, созданная в ходе экспертизы стратегии развития Омской области, сформулировала видение будущего Омской области, названное «Регион для людей: свобода и комфорт», которое авторитетное собрание участников признало лучшим из всех десяти предложенных. Не пора ли будущему губернатору добавить цель в существующую стратегию?

PS
По поводу моего выдвижения в министры высказываются разные мнения. От «хочет припасть к кормушке» до «ничего не дадут сделать, и система сожрёт»… Пусть попробуют.