Кремниевый завод. Конец истории?

Почти три года продолжается самое яростное противостояние жителей города, с одной стороны, и коалиции правительственных чиновников с кластерными предпринимателями, с противоположной. Есть, правда, и третья сторона — отдельные публичные люди, считающие, что проблема выдумана, а всё её обсуждение – пресловутый «пиар».

Пора разобраться с произошедшим, подвести итоги и извлечь уроки.

Сразу выскажу позицию по поводу «пиара» и отсутствия проблемы. Люди, которые так считают, попадают в щекотливую ситуацию. Фактически они обвиняют губернатора, его замов, министров, да и кластерных предпринимателей, во лжи. Я на такое не решусь без веских оснований, поэтому считаю, что замысел реального строительства был.

Действительно, в 2008 году выяснилось, что поликристаллический кремний на мировом рынке стоит очень дорого – 400-450 американских долларов за килограмм, при себестоимости производства в 20-25 долларов. Ну кто же устоит от такого соблазна? Конечно, инвесторы хлынули в эту реку с кисельными берегами, не устояли и наши местные: компания «Титан» организовала 11 августа 2008 года НПО «Силарус» (видимо смешав слова «силициум» и «русский»), которое до «настоящего времени ведет два основных проекта — строительство на территории Омского региона завода по производству металлургического и завода по производству поликристаллического кремния» (цитата с официального сайта, дата обращения 21 марта 2013 года). В том же году НПО «Силарус» арендует на 25 лет участок земли, находящийся в государственной собственности, вблизи административно-общественного центра по Красноярскому тракту 155, а 16 декабря 2009 года на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию принимается решение о предоставлении этого участка для строительства завода по производству поликремния. То, что это было так, указано в официальном ответе Мэра города Омска и подробно рассмотрено уже не один раз. Правда чиновники в официальных ответах до сих пор игнорируют этот факт, указывая, что земля под строительство завода не выделена (см. ответ ГубернатораМинприродыМинпрома…). Я до сих пор не понимаю зачем уходить от ответа на прямой вопрос, да и сильно странно смотрится сама тактика «включить дурака», реализуемая ответственными людьми.

История развивалась тихо и гладко до тех пор, пока весной 2010 года Михаил Маглов не узнал о готовящемся проекте, после чего публично рассказал о надвигающейся экологической опасности. Публикация вышла на партийном сайте, 9 июня 2010 года состоялось обсуждение на Омском клубе, а протест был поддержан Омской гражданской коалицией и на Собрании свободных граждан 31 июля 2010 года впервые появились ставшие широко известными плакаты «Нет кремниевому заводу в Омске!».

Полковник Гоман пытается запретить протест, а Виктор Корб объясняет ему смысл 31 статьи Конституции
(фото с сайта politomsk.ru).

Надо сказать, что массового движения сразу не получилось, но зерно было брошено. Взошло оно летом 2011 года, когда сразу несколько общественно-политических сил заявили о недопустимости строительства завода на территории Омска. Не буду сейчас подробно описывать кто с кем объединялся или разъединялся, но факт, что 1 октября 2011 года прошло одно из самых многочисленных гражданских протестных шествий за последние годы, остался в истории.

Шествие 1 октября 2011 года (Фото из группы движения в сети Вконтакте)

С этого момента можно говорить о создании гражданской коалиции «За здоровый город, против кремниевого завода». Несколько политических партий регулярно приписывали себе это протестное движение, но организаторы принципиально не хотели блокироваться с какой-то одной политической силой, хотя не отказывались от их участия в акциях. А акций было много. Каждый месяц проходили митинги и шествия, организовывались пикеты, раздавались листовки, собирались подписи под обращением о запрете строительства завода и проводились беседы с омичами (репортажи и ссылки можно посмотреть на сайтах некоммерческого партнёрства «Экологический комитет» и Омского регионального независимого совета). Параллельно шла работа в социальных сетях, где сформировались достаточно крупные сообщества противников кремниевого завода: более 5 тысяч участников в сети Вконтакте и более 12 тысяч участников в сети Одноклассники.

Правительство Омской области и НПО «Силарус» тоже не спали и организовали в октябре 2011 года Круглый стол сторонников и противников кремниевого завода. Правда от противников присутствовали только двое (я и Алексей Николаев, которому даже не дали достаточного времени для выступления), а сторонников завода представляло не менее десятка специалистов из разных сфер деятельности: предприниматели, профессор из Москвы, замминистр, профессор Медакадемии, представители НПО «Силарус», декан гуманитарного факультета ОмГТУ… Странная была встреча, но она состоялась. И нам стало окончательно ясно, что эти господа от своей идеи построить завод так просто не откажутся, и антикремниевое движение продолжило свою активность.

Нельзя сказать, что наши действия привели к официальному признанию опасности завода. Письмо с 12 тысячами подписей, отправленное Президенту в конце 2011 года, осталось фактически без ответа, письма губернатору и мэру также не выявили среди чиновников желающих защитить омичей, но горожане продолжали протестовать. Каждый раз на митинги приходило до двух сотен граждан, а если учесть, что всегда более половины из них впервые участвовали в мероприятии, то очевидно, что за полтора года активности не одна тысяча омичей выразили свой протест публично.

Ситуация немного успокоилась к лету 2012 года, что можно связать с приходом в регион нового губернатора, но радость была не долгой. Уже в сентябре опять появились громкие заявления министров правительства Омской области о том, что завод нам нужен сильно-сильно. Правда действовали эти министры в купе с НПО «Силарус» очень забавно и непрофессионально. То приглашали на встречу представителей движения, то за несколько часов отменяли её, то неожиданно снова объявляли, но не встречу с протестующими, а презентацию для журналистов. Короче, вели себя министерские как-то нервно. Единственным фактом поддержки со стороны областной администрации можно считать позицию первого заместителя губернатора Александра Бутакова, которая была высказана на встрече с активистами движения (участвовали Алексей Николаев, Елена Деревцова и я), но, как оказалось, дальше беседы дело не двинулось.

В отличии от чиновников, гражданские активисты не побоялись публичности и собрали пресс-конференцию, на которой рассказали своё видение ситуации. Главным выводом стало то, что производство поликристаллического кремния абсолютно нерентабельно, так как с 2008 года по 2012 год произошло снижение продажной цены кремния более чем в двадцать пять раз, которая упала ниже 15 долларов за килограмм, при себестоимости производства, озвученной НПО «Силарус», в 16 долларов за килограмм. Как говорится – «паровоз ушёл». Массовое экологически опасное производство развернулось в Китае, который был и остаётся страной с минимальными требованиями по безопасности и с очень дешёвой рабочей силой. Соревноваться нам, северной стране, считающей себя социально ориентированной, бесполезно. Как, впрочем, и европейским государствам, в которых к осени 2012 года стали закрывать заводы из-за нерентабельности. Именно поэтому аналогичный завод в Усолье-Сибирском, набрав кредитов от государства, обанкротился, и его вынуждены были спасать уже всем миром.

Но все эти очевидные минусы не остановили активных действий НПО «Силарус», созданного, напомню, с единственной целью – построить кремниевый завод в Омске. Активность НПО «Силарус», как раз, понятна. Существуя пятый год, любое коммерческое предприятие должно начать приносить прибыль, или, хотя бы, иметь такие перспективы. В противном случае никакой инвестор не будет его финансировать.

Апофеоз битвы пришёлся на декабрь 2012 года. Активисты движения #КремнийНЕТ провели комплексную многодневную акцию, включающую десятки пикетов, автопробег и митинг, на котором приняли обращение, направленное во все возможные министерства и ведомства. Из некоторых даже были получены ответы, большинство — отписки, а Губернатор и Законодательное собрание так ничего и не ответили.

А в это время представители НПО «Силарус» презентовали проект кремниевого завода на научном совете ОНИТ Российской Академии наук. Правда уже после этого все ответственные чиновники, а также и разнообразные прокуратуры официально написали, что проекта никакого нет и обсуждать нечего, но не будем разбираться кто в данном случае лжёт. Это не так важно, так как дело ясное, что дело тёмное.

Не прояснил ситуацию и объявленный разработчик проекта — американская компания DEI, в которую я обратился за разъяснениями по проекту. В письме, которое я не могу опубликовать, так как оно обозначено как конфиденциальное, никакой новой информации не содержалось, кроме сопроводительного оригинального совета обращаться с вопросами к Марине Красько из Титана.

После небольшого перерыва, связанного с зимними холодами, 3 марта 2013 года вновь состоялся митинг против строительства кремниевого завода. Будут они проходить и дальше, до тех пор, пока вопрос полностью не исчезнет из повестки дня. Но даже в этом случае наше движение не прекратит существование, так как местным чиновникам и некоторым предпринимателям не терпится обогатить бюджет за счёт сомнительных проектов, вредных с экологической точки зрения. То они заговорят о строительстве мусоросжигающего завода, то вдруг предложат целлюлозно-бумажный комбинат… И этому нужно противостоять, если мы всё ещё хотим остаться омичами.

Конечно, можно по-разному оценивать причину того, что проект завода так и не завершён, несмотря на то, что обещали сделать к марту 2012 года. Но факт остаётся фактом – его нет и существенную роль в этом сыграло движение «За здоровый город, против кремниевого завода».

Полученные уроки.
1. Гражданский протест – это существенная сила, которая может и должна воздействовать на чиновников.
2. Гражданский протест нужно организовывать и поддерживать в актуальном состоянии долго, а для этого необходимо формировать широкую коалицию общественно-политических сил.
3. Рассчитывать на поддержку официальных лиц не нужно, как говорится «не верь, не бойся, не проси», но принимать и направлять обращения к ним полезно, так как из официальных ответов (или не ответов) становятся ясными вся безосновательность и ущербность предлагаемых проектов.
4. Главная сила граждан – это публичность и открытость. Если тайное становится явным, то к нему пропадает интерес как к способу обогатиться в ущерб горожанам.

PS
Но в Омске существует и развивается ещё более опасная проблема, которая пока не понята большинством горожан – это экологическая угроза, связанная со строительством Красногорского гидроузла. Ситуация действительно опасная и надо быть готовым ко всему. К чему и как готовиться будем обсуждать на Круглом столе «Красногорский гидроузел: проблемы Иртыша и Омска». Приходите 27 марта 2013 года в 14-00 в Омский областной Дом журналистов, Ленина, 34.

Оригинал на БК55