Круговорот деревьев в Омске

На Красном пути 9 октября 2017 года снова летели щепки – рубили яблони и другие деревья, грубо отвечая возмущающимся прохожим, что есть приказ Цыгановой и они вырубят всё от Берёзовой до 7 Северной (омичи поймут размах). Конечно, когда так беспардонно насилуют район в котором вырос и где часто бываешь, возникает желание резких реакций, что и было сделано в фейсбуке в форме так называемого «проклятия». Сам я человек не религиозный и воспринимаю все эти манипуляции с мистическими словами как одну из форм проявления отношения к происходящему. Однако в сети нашлись люди, которые стали меня критиковать за излишне эмоциональные и резкие выражения, советовали обратиться в суд, воздействовать на чиновников, изменить систему… Хорошо, что написали мне в комментариях, я понял, что и такая точка зрения есть, а потому интересно знать, насколько сильно она распространена. И может быть зря я так резко и бескомпромиссно бросаюсь на защиту деревьев, может «ну его» и пусть дальше рубят, раз омичам это безразлично (а то и нравится)?

История с вырубкой на Красном пути уже не нова – почти три года назад тогдашний руководитель Департамента городского хозяйства, а по совместительству заместитель мэра Фролов, при поддержке так называемого главного агронома города (нет такой должности в номенклатуре администрации) Цыгановой, решили «благоустроить» мою родную улицу Красный путь от Пятого театра до городка Водников. «Благоустройство» сводилось к вырубке всех деревьев (несколько сотен), за исключением нескольких ценных, с последующей высадкой новых. Вы спросите, зачем вырубать одни деревья и высаживать другие, особенно если жители категорически против? А я объясню.

Ситуация с парками и скверами в Омске аховая, причём началось это давно, а резко усилилось наступление на зелёные зоны после 2007 года, когда в новом генеральном плане тогдашний мэр Шрейдер (ныне представляет интересы омичей в ГосДуме) и его главный архитектор Тиль (уже осужденный и амнистированный), предусмотрели перевод больших городских территорий, занятых деревьями, не в парки и скверы, а в категорию под застройку. И оказалось, что собственно зон, где можно высаживать новые деревья, осталось очень мало. И столкнулась администрация с трудностями – территория под застройку есть, но на ней растут деревья, а следовательно прежде чем начать строить, надо вырубку деревьев компенсировать — вместо одного срубленного высадить три новых. А высаживать-то некуда – все парки и скверы и так достаточно озеленены ещё в бытность города Омска садом. Чтобы сделал нормальный мэр и главный архитектор? Правильно, выделил бы на пустырях, которых в Омске пруд пруди, новые земли под скверы и парки, и за счёт строителей озеленил бы город в троекратном размере. И бюджету экономия и людям радость. Но нет, не такие наши градоначальники, не об озеленении они думают, а о чём-то своём (предлагайте варианты в комментариях).

И стали они делать так. Поступит к ним заявка, например, на строительство торгово-развлекательного комплекса в парке 30-летия ВЛКСМ, они найдут какие-нибудь Бульвар Победы и улицу Богдана Хмельницкого с большим сквером, и примут решение, что деревья на этих территориях плохие. Причём принимают решение на основании липовых заключений специальной комиссии, которую возглавляет так называемый главный агроном города (помните – нет такой должности) Цыганова. Почему липовое? Да потому что не соблюдаются правила, установленные в городе, и обследования проводятся то поздней осенью, то вообще зимой (а разрешено только с мая по сентябрь, когда можно определить, нормальное дерево или нет). Тем не менее, бумага есть, деревья рубят, место освободившееся передают под компенсационное озеленение застройщику парка и с гордым видом заявляют, что на озеленение города нашли инвестора и из бюджета не взяли ни копейки. При этом на небольшом и плотно засаженном Бульваре Победы умудряются, срубив несколько деревьев, высадить почти тысячу крупномеров. Тысячу, Карл. Правда только по документам. Иногда дело доходит до полного абсурда. Так в сквере по Ленина 40 (у Ленинградского моста) в течении года умудрились два раза на одно место выполнить компенсационное озеленение сначала в счёт вырубленных деревьев на Чокана Валиханова (за счёт Газпрома), а когда менее чем за год (до окончания гарантийного срока) все посадки неминуемо засохли, потому что за ними не ухаживали, их сносят и высаживают компенсацию за снос деревьев на набережной Тухачевского (возле Педуниверситета). Здорово, правда: озеленённость Омска по отчётам выросла в разы, только вот незадача – деревьев этих не найти. Кстати, посадками и пересадками занимается не так много организаций, причём по слухам большинство контрактов достаётся всегда одной и той же конторе, которую возглавляет давняя подруга так называемого главного агронома Омска. Ничего не хочу сказать обвинительного, но вопрос имеется.

Таких замечательных случаев с «озеленением по-омски» можно найти много, только вот что странно, весь этот абсурд и очевидность, годами не привлекает никакого внимания ни контролирующих, ни карающих органов. Что, суммы слишком малы, не миллиарды воруют, а сотни миллионов? Ну так и что, не москвичи поди и аппетит у наших чиновников поменьше.

Что скажете, друзья?

PS
Кстати, активным жителем в 2015 удалось отстоять Красный путь от вырубки, но, видимо, Фролов не забыл своё обещание вырубить деревья против нашей воли.

Текст на ВОмске