Рефлексия о попытке продавить «нужного» мэра

Новая система выборов мэра в Омске абсолютно нелигитимна и абсурдна. Теперь это знают все. Но лично для меня это было очевидно с самого начала, так как извращалась сама суть демократической процедуры.

Во-первых, местное самоуправление отделено от государственной власти по Конституции, потому губернатор никак не должен влиять (кроме как обычный омич) на выборы. А в новой системе ему принадлежит право назначения половины комиссии без всякого обоснования своего предложения.

Во-вторых, сам факт назначения комиссии, которая отсеивает по своему усмотрению всех кандидатов кроме двух (ей угодных), противоречит основным принципам демократии, так как горожане не наделяли этих людей правом допуска или не допуска к выборам кандидатов. Их назначил губернатор и депутаты горсовета, причём принцип назначения никак не обоснован. Почему половина от горсовета, а половина от губернатора, почему два почётных гражданина города и почему именно эти, почему надо голосовать только за двух кандидатов, а не ввести рейтинговое голосование с правом голосовать только за одного каждому члену комиссии, или за любое количество… и много других нелогичностей и ошибок, которые уже проявились при первом применении этого механизма. Перечень требуемых документов тоже не понятен и слишком велик. Причём срок подачи документов очень маленький, чтобы успеть получить все требуемые документы, например, справка о несудимости делается до 30 дней, а срок подачи документов — 20 дней. То есть человек должен начать делать документы заранее, даже не зная дату объявления конкурса. Причём не факт, что он вообще получит справки вовремя. Например я, подал заявку на справку о несудимости через Госуслуги ещё в середине февраля, но так и не получил до сих пор. А на жалобу мне ответили, что они всё сделали, но произошёл сбой на сайте госуслуг и я не получил уведомление о готовности…

Перечисленные условия (фактически узаконенный приоритет выдвиженцам губернатора, право решать судьбу кандидата комиссией, требование излишнего количества справок и документов, неясность процедуры в целом) и явились причиной отказа от участия в выборах статусных кандидатов. Ну кто из ответственных за свои решения омичей будет участвовать в фарсе с заранее прогнозируемым итогом? Только тот, кто располагает административным ресурсом, большим или сравнимым с тем, что есть у губернатора.

То, что коммунисты фактически бойкотировали выборы — это их решение, о котором они заявили заранее. Так как победы не ожидалось, они и не выставили реального кандидата.

Итог этих «выборов» показал, что все ранее высказанные суждения о нелегитимности и нелепости такого механизма, оправдались и оказались даже ещё более комичны, чем можно было ожидать.

Теперь ситуация и отношение к выборам со стороны активных омичей меняется. В сети ширится движение за выдвижение большого количества кандидатов в мэры на следующих выборах по этой схеме. Задачи при этом могут решаться разные, от фактической дискредитации механизма и затягивания процедуры, то продвижения своих идей горожанами и формирования альтернативного независимого выборного процесса, как это уже бывало в Омске пять лет назад в ходе праймериз «Гражданин мэр».

Моя оценка будущих ходов такая.
1. Чтобы состоялись выборы мэра в июне, губернатору придётся сильно нарушать многие процедуры и продавливать процесс. Я бы ему это не советовал, так как репутация очень сильно ухудшится, да и скандалов будет много.
2. Могут перенести на осень, когда страсти поутихнут и новый горсовет изберёт себе мэра, заменив комиссию на более адекватную и независимую от губернатора.
3. Но самый лучший результат — возврат к прямым выборам мэра. К сожалению, времени на организацию этого процесса к ближайшему сентябрю уже не хватит. Потому возможен промежуточный вариант: выбрать мэра из состава нового горсовета, изменив процедуру выбора мэра, а на следующих выборах выбрать мэра прямым голосованием.